Статья базы знаний

Принципы межкомандного взаимодействия

Для того, чтобы команды в организации эффективно взаимодействовали, применяются всё те же два закона: Ритм и Ясная картина, эта статья поможет разобраться с особенностями, как командам нужно синхронизироваться, чтобы экономить время, но обеспечивать связанность

Синхронизация между командами по задачам, проектам и целям

  • Межкомандное взаимодействие по задачам и проектам в методологии Системной работы основано на регулярной синхронизации для лидеров команд. Для этого есть два вида встреч:
  1. Это Синхронизация по Карте бизнес-целей организации, там лидеры договариваются о сотрудничестве при достижении бизнес-целей организации, о том, как они реализуют свои проекты внутри команд, как они будут объединять результаты командных проектов, чтобы очередная бизнес-цель была достигнута.
  2. И ещё Межкомандная синхронизация по недельным приоритетам, здесь лидеры договариваются о своей текущей деятельности: об использовании совместных разделяемых ресурсов, о передаче друг другу промежуточного результата деятельности своих команд.
  • Для межкомандной синхронизации лидеры используют два вида досок:
  1. Карта бизнес-целей организации — здесь отражается постепенное воплощение стратегии бизнеса.
  2. Межкомандная доска недельных приоритетов — это текущие приоритеты лидеров и их команд на недельный рывок.
  • Важно понимать, что проекты в методологии Системной работы принято относить именно к командам. Другими словами, синхронизация по проектам происходит внутри каждой отдельной команды на её Недельном планировании по проектам команды. Это нужно, чтобы обеспечить единые Ритм и Ясную картину при реализации проекта. При этом участники команды могут приглашать представителей других команд на свои встречи.
  • Локальные результаты командных проектов объединяются в глобальные результаты, но это уже не управление проектами, а достижение бизнес-целей организации, для этого проводится Синхронизация по Карте бизнес-целей организации.

Что такое бизнес-цели организации

  • С точки зрения методологии Системной работы это межкомандные инициативы на горизонте обычно от месяца до года, они могут включать сразу несколько проектов от разных команд. Бизнес-цели ведут не просто к достижению долгосрочного результата деятельности, они переводят организацию в новое состояние, например, изменяют принцип взаимодействия с партнёрами, клиентами, подрядчиками или сотрудниками, изменяют поведение организации в конкретной сфере её деятельности.
  • Бизнес-цели обычно рождаются из стратегической сессии и попадают на доску «Карта бизнес-целей организации» — эта доска для визуализации процесса достижения целей организации.
  • Бизнес-цели организации лучше достигать «по любви», ведь в них высокая неопределённость, и мотивация основана на развитии, вызовах и свершениях. Но за проекты внутри команд можно добавлять и денежную мотивацию, там проще измерять результаты и чётко понятен состав команды, вносящей вклад в проект.
  • Не каждая организация обязательно должна использовать бизнес-цели при долгосрочном планировании и межкомандной синхронизации. Такой подход полезен, когда лидеры осознают необходимость и готовность формировать целостное долгосрочное видение. Но существует множество успешных компаний, которые на текущем участке своего пути интуитивно формируют актуальные проекты и распределяют их между командами. В этих компаниях пассионарный поток идей и скорость работы так велики, что даже внезапные проекты приводят к успешному развитию, пусть порой совершенно неожиданным образом.

Что такое недельные приоритеты

  • Приоритеты на недельный рывок (мини-цели) — это цели недельного рывка лидера (конкретного руководителя) и его команды. Недельные приоритеты отражают ожидаемые результаты и ключевые полезные изменения, которые должны свершиться за неделю благодаря деятельности лидера и его команды.
  • Недельные приоритеты должны содержать «смысловую выжимку» из всего набора приготовленных на недельный рывок карточек с Доски задач команды, с Карты проектов и целей команды и с доски Конвейера команды. Например, они могут повторять название ключевых задач недельного рывка, но полезнее в недельных приоритетах переосмыслять сразу весь набор недельных задач, группировать их и готовить понятную информативную выжимку.
  • В недельные приоритеты важно выносить именно те ожидаемые результаты, которые будут интересны другим лидерам и командам, то есть те, по которым возможны пересечения между командами (в использовании совместных ресурсов или в применении самих ожидаемых результатов).
  • Лидер и его команда могут отразить на межкомандной доске максимум четыре недельных приоритета. Это важное ограничение, оно позволяет сократить количество информации, которой нужно обмениваться лидерам на Межкомандной синхронизации по недельным приоритетам. И ещё такое сокращение тренирует навык лидера и его команды выделять и планировать ключевые результаты деятельности из всего объёма задач. Это развивает «мышцу планирования» и, как любое развитие мышц, дарит в результате удовольствие.
  • Каждый недельный приоритет необходимо формулировать так, чтобы его можно было полностью реализовать за недельный рывок и продемонстрировать результат, потому что у недельного приоритета не может быть состояния «частично реализован». Но считается нормой, если лидер и его команда за неделю реализовали не все четыре недельных приоритета, а только два (особенно в первые месяцы внедрения Системной работы в командах).
  • Кроме синхронизации по задачам проектам и целям командам важно выстроить синхронизацию ещё по двум направлениям. Речь о процессах взаимодействия команд и о культуре взаимодействия в организации.
  • Об этом можно узнать в продолжении статьи.

Синхронизация между командами по процессам взаимодействия

  • Постоянное развитие процессов межкомандного взаимодействия в методологии Системной работы основано на регулярной синхронизации общего понимания, как работать вместе. Для этого регулярно проводятся три встречи:
  1. Это Ретроспектива координаторов команд — здесь координаторы делятся опытом выстраивания процессов в своих командах и помогают налаживать необходимые связи между командами, чтобы взаимодействие проходило без сбоев.
  2. А также Обновление матрицы ответственности — на этой встрече лидеры и их команды актуализируют договорённости о том, кто и за что отвечает в организации, как передавать друг другу промежуточный результат.
  3. И ещё Обновление должностных приоритетов — лидеры и участники команд формулируют на этой встрече очень краткий ответ на вопрос: «К какому результату в первую очередь должен стремиться сотрудник в конкретной роли при выполнении любой своей задачи».

Синхронизация между командами по культуре взаимодействия

  • Кроме процессов, проектов и целей для продуктивного взаимодействия командам важно синхронизировать ещё и своё взаимопонимание. Это помогает заранее предотвращать конфликты и потерю мотивации к совместной деятельности.
  • В этом помогают два инструмента:
  1. В первую очередь это Межкомандная синхронизация взаимопонимания — на этой встрече команды или их лидеры вспоминают, зачем они трудятся в одной организации, делятся ожиданиями друг от друга, благодарят, предлагают помощь, предлагают собственные шаги движения на встречу к коллегам.
  2. Более масштабный и более универсальный инструмент Манифест межкомандного взаимодействия — его важно применять ежедневно при любом пересечении между командами. Внедрение этого манифеста поднимает культуру организации на новый уровень, открывает путь к значимому развитию, увеличению скорости, качества и инновационности взаимодействия на всех уровнях организации. Но такие масштабные изменения требуют зрелости и воли от лидеров и команд.

Связанные страницы