Статья базы знаний

Как управлять типовыми процессами

Эта статья поможет разобраться, как организовать выполнение повторяющихся задач и целых этапов без потери качества, а также перерасхода сил и времени — мы выясним, как связаны стандарты (или регламенты), Конвейеры команды и инструкции сотрудников

Договоримся о четырёх основных понятиях

Дополнительные понятия для настройки сотрудников и команд на повторяющиеся действия

  • Не каждая команда или организация, когда выстраивает управление типовыми процессами, полностью наполняет свои регламенты и должностные инструкции всеми видами документов. Обычно необходимость заполнить подходящий документ определяется на Командной ретроспективе.
  • Изучите два способа подбора подходящих инструментов для управления типовыми процессами.

Первый способ подбора инструментов — «по ситуации»

  • Если команда или организация работает в условиях высокой неопределённости, не стоит сразу внедрять все инструменты для управления типовыми процессами, ведь сами эти процессы слишком часто обновляются. Но управление типовыми процессы всё равно полезно внедрять, пусть и постепенно вот в таких конкретных ситуациях:
  1. Конвейерами часто пользуются команды, которые занимаются длительными типовыми проектами (например, внедрением типовых решений).
  2. Подробные инструкции описывают, когда шаги внутри этапов конвейера сложны для сотрудников.
  3. Матрицу ответственности используют, если возникает путаница при поиске ответственного за принятие решения или выполнение задачи.
  4. Определение правил и принципов работы помогает командам при запуске сложного длительного нетипового проекта.
  5. Должностные приоритеты очень удобны, когда в организации много ролей, сотрудников и процессов, и на подробное описание не хватает сил.

Второй способ подбора инструментов — 5 ступеней

Для команд ориентированных на типовые процессы

  • Если деятельность команды или организации основана на повторяющихся задачах и этапах, а текущий уровень неопределённости позволяет уверенно выявлять Конвейеры и показатели, будет полезно применить такую схему:

1-я ступень — Что делать каждое утро

  • Проводить Утренний брифинг по показателям — в подробном описании инструмента есть раздел про особенности брифингов для команд с типовыми задачами или типовыми проектами (например отделы продаж, студии, бюро).
  • На брифинге нужно актуализировать статус типовых задач по Конвейеру, поэтому лучше создавать меньше Конвейеров.

2-я ступень — Что делать каждую неделю

  • Проводить Недельное планирование по Конвейеру — определять текущее состояние каждого запроса, заказа или типового проекта, а также уточнять следующие шаги и фокусироваться на них.
  • Создать доску Конвейера можно по рекомендациям в подробном описании инструмента.
  • Со временем можно автоматизировать Конвейер, чтобы Ритм и Ясную картину поддерживали типовые процессы внутри системы ERP или CRM, это подходит для Конвейеров с низкой неопределённостью, где не нужно на каждом этапе проводить мозговые штурмы с командой.

3-я ступень — Что ещё делать каждую неделю

  • Применять Формулу наставничества с сотрудниками, выполняющими типовые, но сложные действия.
  • Суть: Совместное выполнение задачи с сотрудником, например, звонок клиенту с анализом целей и обратной связи сначала от сотрудника, а только потом от наставника.
  • Зачем это нужно: Для постоянного роста компетенции сотрудников в условиях сложных задач за счёт вовлечения сотрудников в анализ своих шагов.
  • Результат: Выполнение сотрудником своей типовой задачи и формирование для него обратной связи по формуле:
  1. Выбрать задачу сотрудника для улучшения навыка и конкретный шаг в этой задаче, например: Перевести клиента к подписанию договора.
  2. Спросить сотрудника, зачем он сам планирует выполнить этот шаг, какой конкретный результат он ждёт от выполнения шага.
  3. Предложить сотруднику выполнить этот шаг в присутствии наставника. Наставник должен зафиксировать свои идеи для обратной связи, но не выдавать их сразу.
  4. Спросить сотрудника, как он сам оценивает выполнение своего шага, какие видит пути для улучшения.
  5. Дать от наставника обратную связь сотруднику, но только после самостоятельной оценки от сотрудника, выявить вместе недостающие навыки.
  6. Выбрать один навык для проработки сотрудником на неделю.

4-я ступень — Что делать каждые две недели

  • Проводить Ретроспективу по процессам, чтобы поддерживать актуальность типовых инструкций и самих этапов Конвейера, а также для того, чтобы фокусировать сотрудников на этих инструкциях.

5-я ступень — Что делать каждый год

Два простых правила, чтобы начать внедрять управление типовыми процессами

Правило: Мыслить «процессом», а не конкретными людьми

  • Очень важно при внедрении управления типовыми процессами начать воспринимать ключевые типовые действия в организации как набор необходимых упорядоченных этапов, а не как набор конкретных людей, которые хорошо умеют делать эти действия.

Правило: Как выбрать первые конвейеры и инструкции для описания

  1. Выписать такие типовые задачи, где чаще всего происходит растрата сил, времени и ресурсов.
  2. Выписать такие типовые задачи, где периодически страдает качество результата.
  3. Определить, в каких цепочках типовых действий случаются эти растраты и проблемы с качеством — эти цепочки станут черновым описанием конвейеров или инструкций.

Связанные страницы